Катхак
Основные ритмы
Катхак основан на ритмах индийской музыки.
Индийская музыка берет свое начало в священных песнопениях древней Индии – Ведах. Несмотря на длительную сложную эволюцию, многое в ней сохранилось в первозданной чистоте. В основе классической индийской музыки лежат две составляющие: рага и тала.
Рага – это музыкальное сопровождение темы, мелодичная основа, допускающая импровизацию; она определяет характер ситуации и руководит эмоциональным воздействием.
Тала – это ритмическая структура. Ее временная единица или кусочек называется Матра. Тала имеет строго определенное число Матр. Тала может содержать как минимальное – три, так и максимальное – 108 число ударов. Наиболее часто встречаются Талы содержащие 16,14,12,10,7 или 6 ударов.
Первый удар талы называется Сам. Это самая важная Матра, в котрой встречаются расходящиеся ритмы и контр-ритмы или происходит возвращение к основной ритмической структуре Талы. Существует 360 Тал, однако в настоящее время в основном используются только тридцать.
Наиболее часто встречается шестнадцатичастная Матра: Тинтал. Именно с Тинтала обычно и начинают изучать катхак.
Тинтал состоит из четырех тактов, в каждом из которых по четыре удара, что в сумме дает 16 ударов.
Дха – дхин – дхин – дха / Дха – дхин – дхин – дха /
Дха – тин – тин – та
/Та – дхин – дхин – дха
Первый, второй и четвертый такты являются ударными, третий же - безударный.
Весь цикл, пройденный от первого до последнего удара называется Авартан.
Составляющие танцевальных композиций
Амад - начало танцевальной композиции, появление на сцене артиста, приветствие аудитории.
Тукра-Бол - музыкальная фраза, имеющая один или больше Aвартан (16 тал или 4 такта по 4/4)
Tарана - танцевальная композиция в строгих рамках, составленная из основных ритмических композиций катхак, в которую может входить кавит - пантомима на темы о богах.
Таткар - ритмическая композиция, включающая в себя все талы - такты. Таткар можно встретить в любой танцевальной композиции. Существуют очень красивые ритмические композиции, построенные на чередовании ударов попеременно правой и левой ногой, которые сопровождаются звоном колокольчиков - гунгру. |